Скульптор Тамара Викторовна – натура активная,
увлекающаяся, темпераментная! Она обладает несомненным
артистическим даром. Но ее талант в полной мере проявился в
области скульптуры! Диапазон творчества очень широк: от
больших монументальных скульптур до миниатюр.
Острая наблюдательность художника Дмитриевой с особой силой
проявилась в искусстве портрета. Среди ее несомненных
больших удач последнего времени \2005\- портрет
наморси \адмирала\
Алексея Михайловича Щастного -
человека трагической судьбы дожившего едва до 37 лет, но
успевшего так много сделать для Родины!
Будучи начальником морских сил Балтики
А.М.Щастный вывел в сложной ледовой обстановке с 12
марта по 22 апреля 1918 года из
Гельсингфорса, Ревеля и
Аландских островов в Кронштадт около 250 боевых кораблей. 27
мая А.М. Щастный был вызван в
Москву и 21 июня предательски расстрелян. А спасенные им
корабли продолжали нести боевую вахту, внеся неоценимый
вклад в оборону Ленинграда во время блокады. Дмитриева
сумела создать обобщенный типический образ героя и вместе с
тем – яркую индивидуальность. Бюст
А.М.Щастного передан автором в дар Кронштадту.
Рассматривая портретную галерею
созданную Дмитриевой, радостно и увлекательно наблюдать
эволюцию развития ее дарования от первых удачных решений
образов подростков, юного сына до более зрелых произведений
рабочих Кировского завода, стариков – ветеранов,
спортсменов-борцов и, конечно же, близких ей по духу людей
искусства: актрисы театра Ленсовета
А.Алексахиной, примы балерины Г.Мезенцевой, искусствоведа
А.Раскина, известного анималиста Т.Капустиной, рано ушедшего
из жизни живописца В.Тюленева и многих других
современников.
Очень, на мой взгляд, удачно решение образа А.С.Пушкина.
Любые образы подвластны Т. Дмитриевой: от монументального
воплощения Петра Великого – преобразователя России, до
миниатюры балерины Матильды Ксешинской,
ныне хранящейся в музее истории города.
Она заранее решает, какой материал лучше подойдет для более
полного раскрытия образа: глина, шамот, бронза, камень,
дерево.
Порою даже трудности Дмитриева обращает в победу, найдя
интереснейшее композиционное решение! При проведении
мастер-класс на тему: «Диалог Малевича с Рублевым» ей
достался, казалось бы, самый невыигрышный материал:
дуплистое дерево.
Она блестяще вышла из положения, «Квадрат» с «Троицей»
приобрели неожиданно новую пластическую силу!
Дмитриева не теряется и среди публики во время сеансов
«мастер-класса»
темпераментно рассказывает о своей работе, энергично лепит,
приобщая аудиторию к искусству. А это, наверное, одна из
самых главных задач всех проходящих у нас и за рубежом
«мастер-классов».
К юбилею города «С-Петербургу 300 лет» Тамара Дмитриева со
своим мужем скульптором Станиславом Задорожным выполнили
сложную, очень ответственную работу по восстановлению
рельефов \скульптор Теодор Жак
Наполеон\ на доме Союза композиторов.
Т.Дмитриева Очень интересно работает в области парковой и
мемориальной скульптуры. Удивительно цельны, гармоничны ее
женские образы, созданные в шамоте, теплы по тону, такие
близкие по духу полотнам Ренуара.
Порою отсутствие крупных заказов побуждает к творческим
экспериментам, к созданию живописных панно и очень
интересных рисунков, таких конструктивных «скульптурных»,
что хочется их увидеть изданных в Альбомах: «Рисуют
скульпторы Петербурга» - творцы нашего неповторимого города
на Неве.
Фаминская Нина Валерьяновна
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры Зарубежного искусства
Института И.Е.Репина Академии Художеств
4сентября 2005 г.
("Петербургские искусствоведческие тетради" выпуск №9
2007г.)
Портрет А. М. Щастного создан
известным скульптором Тамарой Дмитриевой в серьезных
традициях пластики ХХ века. Портрет нашел свое
художественное воплощение образа романтического героя,
пластическими средствами выразив идею высокого служения
морских офицеров русскому флоту.
Портрет отражает духовную красоту личности
Щастного,
совершившего беспримерный подвиг.
В произведении естественно сочетаются документальность
портретной характеристики с поэтическим обобщением замысла.
Ясные четкие очертания произведения, широкая плавная
моделировка формы музыкально сочетаются строгим светлым
взглядом молодого адмирала.
Ритмическое построение композиции позволяет представить
бескрайнюю даль морских просторов, открывающихся
перед портретируемым.
Тамара Викторовна родилась в г. Ленинграде. В 1968 г.
Окончила Институт живописи скульптуры и архитектуры им. И.
Е. Репина Академии Художеств СССР.
Т. В. Дмитриева автор многочисленных монументальных
декоративных и станковых работ. С 1983 г. Член Союза
Художников России.
искусствовед
чл. Союза Художников
И. А.
Башинская.